Сегодня я хочу рассказать вам о том, как учить ребенка и нужно ли вообще это делать.
Что значить «учить»
Давайте сначала определимся с понятием «Учить». Учить значит помогать другому человеку овладевать какими-то знаниями. Учить малыша в данном случае не значит, что нужно усадить его за парту и обучать «Великим знаниям».
Объясню на примере. Мама кормит малыша, он пытается отобрать ложку, но еще не может удержать ее и донести до рта. Технически маме проще его отвлечь и быстренько накормить. Но такой подход может привести к тому, что, чуть повзрослев, ребенок утратит весь энтузиазм и уже не захочет самостоятельно учиться кушать. В данной ситуации маме проще дать малышу еще одну маленькую ложку и предложить опробовать свои силы. Даже если потом придется отмывать всю кухню :). Применив такой подход, ребенок намного быстрее научится кушать самостоятельно.
Конечно совсем не обязательно каждую минуту превращать в развивающую. Очень часто нужно быстро переодеть, поесть и заниматься другими более важными делами. И все же по возможности привлекайте кроху к своим повседневным занятиям, если он проявляет к ним интерес. Подумайте, как можно включить его в вашу деятельность. Это поможет ему быстрее освоить мир, даст уверенность в собственных силах и будет стимулировать развитие.
Также очень важно объяснять ребенку все, что вы делаете и зачем это нужно. Муж порой удивляется, для чего я комментирую свои действия. Но если я вижу, что ребенку интересно, а особенно сейчас, когда начались бесконечные зачем и почему, я стараюсь все объяснить и рассказать. Если чего-то не знаю, то смотрю в интернете или в книжках. Я тоже учусь вместе с ними.
Как ребенок воспринимает информацию?
Малыш, как собственно и любой человек, имеет пять органов чувств: глаза, нос, уши, язык и кожа. При этом у каждого доминирует какой-то один канал миропознания, остальные на «подхвате». Конечно же все зависит от:
- Возраста: поначалу развиваются вкус и осязание. Именно поэтому малыши все тянут в рот. Потом они учатся наблюдать, выкидывая игрушки из кроватки, или скидывая тарелки на пол. Слух же становится более выраженным по мере развития речи;
- Личных особенностей: например, если у ребенка в силу физиологических особенностей лучше развит слух, то он с раннего детства будет проявлять музыкальные способности;
- Тренированности: чем больше малыш получает поводов для тренировки того или иного анализатора, тем более чутким тот становится.
Если вы будете учитывать особенности восприятия именно вашего ребенка, тем легче и интереснее он будет учиться у вас. Например, вы решили рассказать ребенку сказку:
- Ребенок-слушатель получит наибольшее удовольствие от чтения книжки или просто вашего рассказа;
- Ребенку-зрителю будет интереснее посмотреть историю, если вы разыграете ее в мини театре(для этого можно просто повесить на стул одеяло, спрятаться за ним и показать спектакль, подобрав подходящие игрушки);
- Ребенок-деятель быстрее поймет вас, если будет играть игрушками сам, а вы ему просто поможете показать действия героев.
Эти же закономерности следует учитывать и при обучении ребенка. Например, слушатель легко выучит алфавит, если превратить его в песенку; зрителю помогут красочные картинки с буквами, а ребенку-деятелю проще вылепить буквы из пластилина. Остальные каналы восприятия конечно же тоже нужно развивать и прорабатывать. Но не оглядывайтесь на мам, чьи дети в 3 года разговаривают на 5 языках и знают наизусть Онегина. Ваш малыш уникален. Он развивается так как ему положено. Вы лишь немного ему помогаете в этом. Лично я для себя усвоила одно четкое, но очень важное правило: «Мои дети самые лучшие, умные и развиваются по своему индивидуальному графику».